Лекция
Литература

Григорий Горин

Дмитрий Быков
>500

Григорий Горин при рождении Офштейн. «Горин» расшифровывается как «Гриша Офштейн решил изменить национальность»). Он был человеком бесконечной доброты, гуманизма настоящего и постоянно ощущаемой неловкости за других людей. Он очень остро чувствовал стыд за других, и об этом его рассказ «Случай на фабрике № 6» — в известном смысле автобиографический. Он мне сказал, что это был «первый рассказ, в котором я нашел мой метод», это гротескное слияние самого низкого, грубого и трагического.

Там Ларичев, младший технолог, он работает на обувной фабрике. Там все друг на друга орут матом и все друг друга прекрасно понимают — смачно, дружелюбно, какое-то единство осуществляется тем самым. А он не может матом, его не понимают и в результате все орут матом на него. Он нанимает себе репетитора — рабочего, который лучше и талантливее всех матерится, и начинает лингафонный курс наслушивать. А потом однажды, во время очередного скандала, когда на него наорали, а он не сумел ответить, с ним случился сердечный приступ и он помер. Тогда в радиорубку заходит этот Клягин — рабочий, который его учил — и говорит: «Помер Ларичев. Хороший был человек. Давайте почтим его память». И запускает эту лингафонную пленку, на которой Ларичев неловко, смущаясь, стыдясь, очень картаво и квадратно произносит какие-то матерные конструкции. И все встают во время обеда. Звучит этот мат, и все встают. Вот это такой горинский прием.

Он, конечно, драматург близкого к Шварцу класса, продолжатель дела Шварца и отчасти Ионеско. Конечно, Шварц более поэтичен, более исповедален. Шварц более волшебник, но Горин, безусловно, владел многими художественными приемами. Мало того, что он божественно остроумен и афористичен. Вспомните знаменитое из «Мюнхгаузена: «Сначала планировали торжества, потом арест, а потом решили совместить». Или лучший, по-моему, его афоризм: «Сначала хотел купить актеров, но потом подумал, что дешевле будет купить зрителей» — вот это то, что происходит в России сейчас — массовая покупка зрителей. Кстати, зритель у нас балованный, и купить его дешево не так-то просто, они очень себе на уме. Они кивать кивают, но ненавидеть ненавидят, но…

Помимо этого, понимаете, жанр Шварца — это катарсис, он умеет этот катарсис вызвать. Мы живем сейчас в третьем действии Шварца. Вот третье действие у него всегда мрачное, а в четвертом наступает счастье и избавление. В третьем зло торжествует, оно всегда на коротких дистанциях торжествует. А в четвертом наступает избавление, тем более счастливое, чем менее вероятное. Так вот, у Горина уже мрачнее с этим дело обстоит. У него не наступает избавление. Мюнхгаузен явно гибнет, Герострат явно не забываем, Свифт явно умирает, разучившись говорить. У него как-то, понимаете, эстетика Марка Захарова ближе ему, эстетика трагического праздника; праздника, который плохо заканчивается. И «Поминальная молитва» — очаровательный, конечно, спектакль, очень остроумный, но глубоко трагический, глубоко безысходный. Была потрясающая сцена смерти жены Тевье, то есть смерть и роды, но при этом общая тональность спектакля была все-таки отпеванием, похороны, кадиш, поминальная молитва. И не случайно он взял именно этот образ, потому что Шолом-Алейхем завещал, чтобы над его могилой читали какой-нибудь из его смешных рассказов, собирались друзья и родственники: «Ибо пусть мое имя будет лучше помянуто со смехом, нежели вообще будет забыто». Это из его завещания. Не надо все-таки забывать, что это над могилой, хотя и смешно.

И вот эстетика Захарова — это именно эстетика трагического празднества: это был праздничный театр с массой аттракционов, прибамбасов. Он был, формально говоря, веселый, но это был праздник на похоронах, и эстетика Захарова гораздо более трагична, чем, например, у Любимова. Потому что, скажем, у Любимова финалы спектаклей всегда воспринимались как в каком-то смысле победа, кроме разве «Гамлета», где занавес всех сметал со сцены, но это тоже была победа, потому что ничего особенно хорошего он не сметал. Это такая победа гамлетовского духа: «Ну вас всех!».

Конечно, эстетика Любимова, как ни странно, была гораздо оптимистичней. И вот Захаров с его мрачным очень, подчеркнуто трагическим мировоззрением совпадал в этом смысле с Гориным, у которого в концовках всегда все плохо, и герой гибнет неизбежно, во многом из-за того, что время непреодолимо. Вот «Шут Балакирев», его последняя пьеса, мне не кажется особенно удачной, потому что это упражнение в площадной эстетике, это как бы кинуть времени, плюнуть времени в рожу. Время опохабилось, и вот в таком же похабном духе этот балаган. Но среди этого похабного балагана все-таки есть фигура Петра. Петр обречен, Петр трагичен, но само его присутствие создает известный праздник.

Горин мечтал написать пьесу о царе Соломоне. Его интересовала динамика от «Песни Песней» с ее ликованием любви к притчам Экклезиаста. Экклезиаст — это не какой-то персонаж, как ошибочно думают многие. Экклезиаст — это обозначение жанра. И вот это та нота, абсолютно безысходная, к которой пришел автор притчи Соломон, начав с ликующей «Песни Песней» и закончив признанием, что «все проходит, ничего нет» — это было динамикой, собственно, и горинского мировоззрения.

Правда, я часто его спрашивал… Мы довольно много об этом с ним говорили. Он как врач совершенно исключал, что все кончается здесь. Он говорил: «Когда я вижу человека, располосованного во время вскрытия, я понимаю, что этим он не может исчерпываться, что душа все равно куда-то отлетает, потому что зрелище препарата, зрелище именно человека — это зрелище страшно угнетающее». Поэтому как-то странно от медицины, от противного он и пришел вот к этому своему религиозному, довольно музыкальному, довольно поэтическому мироощущению. Иное дело, что в этом мироощущении был более сильный налет скепсиса, чем у Шварца и чем у большинства коллег. Он, собственно, сатириком в обычном смысле не был, он был печальным остроумцем, и именно поэтому от сатирических комедий (таких, как «Банкет», «Феномены», «Маленькие комедии большого дома») он пришел к вот этим сказкам. Он понимал, что наиболее органичный для него жанр — это жанр такой сатирической параболы. В жизни же он активнейшим образом помогал колоссальному числу людей. Завидев в ком-то малейший признак таланта (об этом замечательно написал Шендерович), он немедленно кидался этому человеку помогать.

Но он умел быть и жестким, и бескомпромиссным, юмор его был довольно зубастым. И если сопоставлять его, скажем, с Аркановым, с которым они долго работали вместе и до конца дружили,— Арканов, как ни странно, был гораздо более мягким, романтичным, таким, я бы сказал, сентиментальным. В Горине сидела удивительная жесткость профессионала. Отсюда его умение поставить точку там, где нужно. Пожалуй, трагический праздник — это и есть лучшая атмосфера русской жизни. Это ведь действительно русская жизнь — она иногда трагична, очень безнадежна, иногда очень противна. Но сделать из нее праздник — это высокое искусство. Именно поэтому «Ленком» будет вечно памятен как такой огонь, загоревшийся на болоте, но очень многим освятивший дорогу.

😍
😆
🤨
😢
😳
😡
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Что вы могли бы посоветовать человеку, который хочет написать биографию Григория Горина?

Ну, видите ли, тут две вещи, которым я обычно пытаюсь учить, хотя какой из меня в этом смысле учитель. Но две вещи, которым я пытаюсь учить начинающих, когда мы на Creative Writing School учимся писать биографии. Во-первых, вы должны найти лейтмотивы этой биографии и её инварианты. Сквозные повторяющиеся в ней ситуации. Вообще единственный способ понять себя и понять свою жизнь — это вычленить в биографии те моменты, которые повторяются. Как учит нас Радзинский, если вас оставили на второй год, значит, вы чего-то не поняли.

У меня в жизни, я совершенно не делаю из этого тайны, довольно долго повторялась ситуация мучительного такого раздвоения, это и в первом браке было, когда я вел такую…

Можно ли назвать иронию Георгия Горина спасением от отчаяния? Почему его комические персонажи всегда становились героями?

Не то чтобы становились. Это не всегда комические персонажи. Чистый случай комизма – это, пожалуй, один Мюнхгаузен, из которого он сделал явного героя, со всеми чертами трикстера, естественно. А вот и Тиль, и Свифт – это героические фигуры. Я уж не говорю про Ланцелота, который, впрочем, почти не подвергся горинской редактуре. Он довольно точно шел по тексту Шварца, как в «Обыкновенном чуде». Пожалуй, Калиостро в «Формуле любви» приобрел черты более трагические, но он уже и в замысле, уже и у Алексея Толстого был вполне себе героическим персонажем. Просто для Горина вообще характерно было видеть, чувствовать, описывать именно трикстера как главного героя эпохе. И в Тиле это с особенной яркостью…

Зачем в конце фильма «О бедном гусаре замолвите слово» Григория Горина герои, обращаясь к зрителям, рассказывают о своем будущем, в котором они все погибают?

Потому что все погибают. Потому что это и есть главное содержание жизни, все сводится к одному сюжету: «было и нету» (писал один поэт). Если же говорить о самом приеме, то погибают, в общем, не все. Мерзляев, он же Мерзяев, он остается бессмертен, просто его потом… ну как, в потомках. Просто потомкам достается редуцированная фамилия. Вместо Мерзляева он становится Мерзяевым. И это очень тонкий горинский намек: все, кто хочет подморозить Россию, заканчивают мерзостью. Вообще ретроспектива «что случилось с героями?» — довольно сильный эмоциональный ход. Мне, кстати, кажется, что «О бедном гусаре…» — фильм, который к концу набирает эмоцию, и сделан замечательно. Я во всяком случае всегда его…

Является ли необходимым условием для трикстера отсутствие постоянной спутницы? Можно ли сказать, что «Тот самый Мюнхгаузен» Горина совпадает по всем параметрам с трикстером, несмотря на наличие возлюбленной Марты и жены?

Вы абсолютно правы. Только больше я хочу сказать, что фрау Марта — ведь чисто такая, я бы сказал, символическая бледная фигура. И совершенно очевидно, что никакой любви там, во всяком случае в кадре, нет, потому что Мюнхгаузен все время отсутствует дома, он постоянно странствует. Даже несмотря на то, что он, формально говоря, вышел на покой, совершенно очевидно, что как раз покоя-то у него и нет. У меня полное ощущение, что любовь для такого героя совершенно недостижима.

И обратите внимание, что этот трикстер — он ведь постоянный персонаж Горина и Захарова. И женщины рядом с ним, как правило, нет. Или это мадам Грицацуева, да? Это Бендер у Захарова в постановке. Это Ланцелот в «Убить дракона».…

Возможно ли направить энергию ненависти в плодотворное русло?

Конечно, вообще я рискнул бы сказать, что есть очень мало плодотворных пороков. Скажем, гэмблинг, азартные игры — это не плодотворно, это никак не заражает, хотя вот Аркадий Арканов пытался меня когда-то убедить, что азартные игры необходимы, чтобы раскачать нервы, чтобы их размотать; приводил пример Некрасова, Маяковского, но это другой азарт. Игромания — это абсолютно неплодотворная эмоция. Плодотворность алкоголизма тоже сильно преувеличена. Но вот ненависть, озлобление — это может быть канализировано в плюс, потому что мне кажется, что из всех эмоций человеческих абсолютно неплодотворен только страх, вот он парализует полностью.

Если продолжать толстовскую метафору про…

Что вы думаете о книге «Зелёный шатёр» Людмилы Улицкой?
А кто именно "плох" из диссидентской среды 70-х? Кто из них вызывает такую стойкую неприязнь?
29 апр., 07:18
Трумен Капоте
Знаете, вот, я еще до того, как начал читать Капоте интуитивно понял, что он мне будет близок, и не ошибся. У меня так было…
28 апр., 21:21
Как вы оцениваете творчество Владимира Маканина? Что вы думаете о его романе «Асан»?
Вообще, говоря об этом нацисте( не националисте, а именно нацисте) бабченко нужно помнить о том, что это мразь…
26 апр., 13:56
Согласны ли вы с мнением Франко Дзеффирелли о Лукино Висконти: «Он не был художником, он был…
Оба, и Висконти, и Дзеффирелли изумительные художники! Но Висконти ещё и мыслитель!
25 апр., 18:28
Как вы оцениваете работы кинорежиссера Лукино Висконти?
Экранизация Д'Аннунцио у Висконти- это фильм "Невинный", а никак не " Леопард". А " Леопард" это мягко говоря совсем…
25 апр., 18:00
Как бы Трумэн Капоте отнесся бы к тому, что Энтони Хопкинс для роли Ганнибала Лектера в фильме…
Дикий голубь_ насчет Набокова хочу заметить, что его образ действительно повлиял на создание образа Г.Лектера, и сам…
21 апр., 14:29
Что вы думаете о романе Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза», который получил премию…
Стивен Кинг в замечательном мемуаре On Writing утверждает, что у каждого писателя есть свой собственный жанр, за…
18 апр., 15:33
Как бы Трумэн Капоте отнесся бы к тому, что Энтони Хопкинс для роли Ганнибала Лектера в фильме…
Еще слышал, что якобы Набоков повлиял на образ Ганнибала, в плане его манеры речи и поведения, его проницательный…
14 апр., 17:17
Что вы думаете о «хипповском литминимуме»: Кене Кизи, Ричарде Бахе, Германе Гессе?
Да, "Степного волка" помнится очень любил Лимонов. Он говорил об этом в каком-то из интервью, он действительно любил…
13 апр., 10:14
Если бы Марина Цветаева жила в наши дни, из нее получился бы великий поэт?
Прелестный стих 1919 года "Бабушка" со строчками; "... Скажу: — Родимый, — грешница! Счастливая была!" 1919года -…
12 апр., 14:15