Литература

Как вы относитесь к Юрию Соломину? Какие прогнозы вы даете современному российскому театру?

Дмитрий Быков
>250

Юрий Мефодьевич Соломин представляется мне великим актером, очень разноплановым, очень непохожим на себя, и все его роли очень непохожи. Соломин-Телегин и Соломин-Эмиль – это два совершенно разных человека. Подвластно ему было все, он умел комедию, умел гротеск, умел героику (в знаменитом «Адьютанте его превосходительства»), он действительно был гениальный, разноплановый, сложный актер. Кстати говоря, когда он играл царя Федора Иоанновича одновременно со Смоктуновским, я видел этот спектакль. И он производил впечатление очень сильное. Есть запись этого спектакля. И, по-моему, он играет там замечательно. Я просто его голосом помню: «Паче же всего под ложку берегитесь бить друг друга, то самое смертельное есть место!». Он об этом у А. К. Толстого с трогательной серьезностью говорит и думает.

А что касается Соломина как руководителя Малого театра, я не берусь об этом судить. Мне кажется, что Малый театр был чрезвычайно консервативен, мало менялся. Соломин вообще был откровенен, искренен в разговорах с журналистами, он говорил: «Ну хорошо, пусть кто-то меняется, должна быть и такая красочка в палитре, должен быть и традиционный театр. Мы играем русскую классику, у нас дом Островского, у нас классическая актерская школа, мы не бежим за новациями. Пусть будем и мы тоже». Понять его можно, хотя мне кажется, что театр стагнировал. Я со страхом думаю о том, что будет после него. Понимаете, традиционализм и консерватизм – хорошие вещи, до тех пор, пока они не переходят в наступление. Как только они оказываются в атаке, как только начинают затаптывать новое, пиши пропало. А театр этот такой, что есть высокий шанс привести туда сегодня молодого агрессивного худрука. Я не очень представляю, кто это будет, но я бы очень этого хотел.

Хотя с другой стороны, в современном российском театре, когда студийность его практически сходит на нет, когда фестиваль в Молчановке прекратился, когда мастерская Брусникина прекратилась, когда руководителями большинства театров назначают людей до гроба лояльных, – на что тут рассчитывать особо? Видимо, возрождение русского театра начнется со студий. Будет сейчас, наверное, некоторое количество подпольных студий. Вот раньше такой лабораторией поиска была Табакерка. Но Табакерка под Машковым – какой же она может быть лабораторией поиска, о чем мы говорим? Театр с Z на фасаде… Поэтому наверное в ближайшее время никаких театральных событий в России ожидать не следует, кроме тех, о которых мы не узнаем; каких-то домах культуры, может быть, в каких-то домашних, квартирных спектаклях. Что-то такое снизу нарастающее, этого будет очень много.

Я же помню, как на спектакль – на авангардное и что-нибудь любопытное – Розовского «Концерт Высоцкого в НИИ» – просто люди приходили в какой-то репетиционный зал на окраине Москвы, их впускали по звонку или по паролю, и они смотрели этот спектакль. Это такая студийная, полузапретная, крамольная, подпольная форма существования, такое в России всегда было. Понимаете, ведь и МХТ не всегда же был академическим театром, какое-то время он был таким отважным и, во всяком случае, не самым респектабельным делом. Всегда все нарастает снизу. Срок жизни театра хорошо, если еще 30 лет, и, конечно, какая-то новая Таганка сейчас вызревает в недрах российского общества. Какой она будет, я не знаю. Мне кажется, это будет такой остро психологический театр, театр надрыва, театр истерики. Брехтовская, площадная эстетика нынешнему времени не очень органична. Посмотрим, что будет делать Беркович.

Меня, кстати, потрясла ее речь, это гениальное стихотворение. Действительно, тончайшее скрещение жанров: с одной стороны, риторика суда, с другой – все-таки стихи, причем стихи необычайно естественные, органичные. Я всегда выступал за органику поэтической речи: это должно быть так естественно, что прозой иначе не скажешь. А Беркович замечательно владеет этой риторикой, у нее нет ощущения насилия над словом. Стихи текут совершенно естественно, и это высокое мастерство. Я уж не говорю о том, что это еще и замечательный урок судье. Потому что всей риторики государства мы не можем сейчас противопоставить никакие юридические формулы, а только напор поэтического слова.

Я печальную вещь, наверное, должен сказать, но, видите, суды перестали быть актом установления справедливости, причем довольно давно. И правильно совершенно Беркович говорит: если нельзя изменить суть, надо работать с формой. По всей вероятности, в ближайшее время мы будем видеть все больше таких страшных, действительно пугающих перформансов. На наших глазах основной трибуной политической жизни, политического высказывания становится суд. Он не ведет к установлению справедливости, хорошо. Значит, его можно использовать как трибуну или как сцену. Думаю, Петрийчук – а она талантливый драматург – не уступит Беркович в своих перформансах.

Мне кажется, главный жанр современной публицистики, когда вы можете сказать действительно все, – это выступление в суде. И «Книга последних слов» в жанре, предсказанном Юзом Алешковским, уже вышла в Freedom Letters.  И там собраны высказывания российских правозащитников – действительно, своего рода «репортаж с петлей на шее». Мне кажется, этого будет много. Это гениальное использование предлагаемых обстоятельств. То, что  в судах устраивает Навальный, – это гениальное глумление. Пастухов совершенно прав: не получилось уже его сломать, а теперь убивать его не выгодно, это покажет вашу слабость. Хотя ее мы видим и так.

Поэтому да, речь Жени Беркович восхитительная, и я думаю, что судьба русского театра во многом будет зависеть от того, что будет делать Женя Беркович. Судьба русской поэзии тоже. Вот так получилось в очередной раз, история поставила на одних и положила на других.

Кстати, думаю, что и многие уехавшие будут в числе людей, определяющих дискурс, определяющих развитие русской литературы. Я точно знаю, что никакого прощения и никакого искупления не будет для «зетанувшихся». Потому что никто не заставлял. Люди по доброй воле, ради выгоды, ради мести, ради того, чтобы кого-то оттеснить добровольно поцеловали дьявола под хвост. Таких людей прощать никто не будет, и история культуры не простит тем более.

😍
😆
🤨
😢
😳
😡
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Чьи записки о путешествии в СССР произвели на вас набольшее впечатление — Лиона Фейхтвангера, Андре Жида или Джона Стейнбека?

Жида, конечно, потому что ему приходилось сталкиваться с самым большим сопротивлением. Но ему, понимаете, не впервой это было. Сейчас я страшную такую, наверное, вещь скажу, но вообще в эпохе тоталитаризма наилучшие навыки сопротивления демонстрируют изгои. Те, кто и так привык быть последними, и умеет.

Вот Ахматова, кто из положения униженного, растоптанного человека мог написать гениальную лирику? А вот она смогла. Потому что «И пришелся ль сынок мой по вкусу и тебе, и деткам твоим?» Вот это страшное блеяние, приду к тебе овцою — это не из победительной позиции, а из позиции растоптанного человека это написано. Кто из позиции растоптанного человека умел в России писать, кроме…

Как вы оцениваете пьесу Джоан Роулинг «Гарри Поттер и Проклятое дитя»

Я высоко, положительно оцениваю эту пьесу. Я читал мнения многих фанатов. В «Новой газете» в понедельник у меня выйдет большой разбор этого произведения, я постарался без спойлеров. Мне там два момента особенно понравились. Понравилось, что главная злодейка — всё-таки женщина. Этого со времён Миледи не было. Не сочтите это за спойлер, это для меня важно. Ну и потом, какие спойлеры? Всё это давно напечатано в Сети.

Что касается второго важного для меня открытия. Там потрясающе дана тема родительского бессилия, когда ты понимаешь, что ты хочешь мальчика своего или девочку защитить от боли, а Дамблдор с портрета отвечает: «Боль должна прийти. И она придёт». И тогда почти буквально…

Что вы можете сказать о «Голубых городах» и «Гадюке» Алексея Н. Толстого?

Поскольку у меня сегодня поменьше времени на Алексея Толстого (он сегодня тема лекции), я начну о нем говорить заранее. Алексей Н. Толстой свой пиковый писательский период переживал в 20-е годы, более того, в их первой половине, когда он попал под эпоху, соответствующую его темпераменту. Разговоры о том, что ему соответствовал здравый, простой, народный реализм и что он как бы отстаивал норму среди перверсий Серебряного века, – он, может быть, норму эту любил, но сам ее не выражал отнюдь. Чувство, что он возрождал традиционный реализм среди «Подземной клюквы» (как называлась у него «Бродячая собака» в «Егоре Обозове»)… Понимаете, Егор Обозов не зря был влюблен в роковую женщину Серебряного века,…

Что вы думаете о книге «Зелёный шатёр» Людмилы Улицкой?
А кто именно "плох" из диссидентской среды 70-х? Кто из них вызывает такую стойкую неприязнь?
29 апр., 07:18
Трумен Капоте
Знаете, вот, я еще до того, как начал читать Капоте интуитивно понял, что он мне будет близок, и не ошибся. У меня так было…
28 апр., 21:21
Как вы оцениваете творчество Владимира Маканина? Что вы думаете о его романе «Асан»?
Вообще, говоря об этом нацисте( не националисте, а именно нацисте) бабченко нужно помнить о том, что это мразь…
26 апр., 13:56
Согласны ли вы с мнением Франко Дзеффирелли о Лукино Висконти: «Он не был художником, он был…
Оба, и Висконти, и Дзеффирелли изумительные художники! Но Висконти ещё и мыслитель!
25 апр., 18:28
Как вы оцениваете работы кинорежиссера Лукино Висконти?
Экранизация Д'Аннунцио у Висконти- это фильм "Невинный", а никак не " Леопард". А " Леопард" это мягко говоря совсем…
25 апр., 18:00
Как бы Трумэн Капоте отнесся бы к тому, что Энтони Хопкинс для роли Ганнибала Лектера в фильме…
Дикий голубь_ насчет Набокова хочу заметить, что его образ действительно повлиял на создание образа Г.Лектера, и сам…
21 апр., 14:29
Что вы думаете о романе Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза», который получил премию…
Стивен Кинг в замечательном мемуаре On Writing утверждает, что у каждого писателя есть свой собственный жанр, за…
18 апр., 15:33
Как бы Трумэн Капоте отнесся бы к тому, что Энтони Хопкинс для роли Ганнибала Лектера в фильме…
Еще слышал, что якобы Набоков повлиял на образ Ганнибала, в плане его манеры речи и поведения, его проницательный…
14 апр., 17:17
Что вы думаете о «хипповском литминимуме»: Кене Кизи, Ричарде Бахе, Германе Гессе?
Да, "Степного волка" помнится очень любил Лимонов. Он говорил об этом в каком-то из интервью, он действительно любил…
13 апр., 10:14
Если бы Марина Цветаева жила в наши дни, из нее получился бы великий поэт?
Прелестный стих 1919 года "Бабушка" со строчками; "... Скажу: — Родимый, — грешница! Счастливая была!" 1919года -…
12 апр., 14:15