В интервью для «Текстуры» вы говорите, что современная повесть ещё не вошла в канон, поэтому её рано включать в программу. Но какое влияние уже оказывает нарождающийся Завет культуры на современную поэзию из школьной программы?

Дмитрий Быков
>25

Вот это очень важный вопрос. Дело в том, что Третьего завета (после Завета закона и Завета милосердия приходит Завет культуры) ожидали в начале века очень многие. И убедительнее другие это обосновывал Мережковский. Стругацкие писали, что на смену Человеку разумному придет Человек воспитанный. А собственно культура и занимается воспитанием человека. Да, я думаю, что Третий завет — это завет культуры.

Какое влияние окажет? Ну, прежде всего это будет такой настоящий спурт, настоящий безумный рост гуманитарных наук, влияние гуманитарных наук на мир. Технократия пойдет своим путем, и от техники мы никуда не денемся. Мне близка довольно мысль Татьяны Друбич о том, что, как вот век девятнадцатый был веком физики, двадцатый — веком технологий и веком, может быть, химии, отчасти так, а двадцать первый станет веком биологии. У меня есть сильное подозрение, что век биологии не состоится без некой новой этики, без новых этических концепций.

Сегодняшний тотальный раздрай, которого нельзя не видеть… Посмотрите, как ссорятся люди. Посмотрите, какие безумные кипят страсти, сколько гадости, гнусности и забвения простейших правил. Все это неизбежно приведет к поискам новой этики. И эта этика будет переформулирована так или иначе. Вопрос — какой ценой? Произойдет ли для этого всемирная катастрофа, или мы успеем одуматься за шаг до нее? Раньше такие катастрофы разряжали ситуацию, очищали воздух, но ни одной проблемы не решали, а просто временно загоняли её вглубь. Сейчас ядерная катастрофа невозможна. Человечество машет кулаками, но до конфликта не доходит.

Значит, нужны будут какие-то другие способы разрядки этого напряжения. Отчасти оно разряжается в Фейсбуке (почему Фейсбук и превращается в клоаку), а в какой-то степени… Ну, вообще в соцсетях разряжается. А в какой-то степени, возможно, мы стоим на пороге действительно такого ядерного взрыва в этические сфере, потому что количество зла, раздражения, накопленного согражданами, особенно у нас (потому что Россия, как всегда, нагляднее), оно просто зашкаливает. И с этим придется как-то бороться.

Меня, кстати, спрашивают об участившихся ссорах между фантастами, приводят в пример конкретную ситуацию. Ну, их много сейчас, этих ситуаций. Я вообще своих друзей не обсуждаю — тех друзей, которые после всех идейных разногласий сохранились, потому что «Платон мне истина». Но вообще… Вот я сейчас такую печальную вещь скажу и неожиданную.

В этих размежеваниях ничего плохого нет. Мне вообще кажется не очень правильным любой ценой сохранить дружбу. Мне понятна позиция Курта Вана, который говорит: «Вот наконец-то мы разругаемся» (это фединские «Города и годы»). Мне понятна позиция Базарова, который говорит Аркадию: «Давай наконец поссоримся». Это вообще довольно продуктивно — иногда с кем-нибудь не разговаривать. Культура — это вещь такая, которая движется конфликтом. Вот не надо думать, что в культуре все друг с другом дружат. Конечно, добрые нравы литературы забывать нельзя. Нельзя писать друг на друга доносы, например. Нельзя распространять сплетни. Нельзя о бывших друзьях распространять то, что ты знал просто в силу приближенности к ним, а теперь вот… Нельзя менять мнение. Если ты до какого-то момент человека называл талантливым, а после этого ты с ним разругался, нельзя называть его бездарным. Хотя, кстати говоря, талант Господь тоже отнимает нередко, если человек забывает о простейших правилах. Но мораль здесь та, что, конечно, нельзя какие-то добрые нравы литературы, как называла Ахматова, нельзя игнорировать.

В остальном полемика в литературе — очень продуктивная вещь. Непродуктивно хамство. И вот все письма, например, с угрозами или хамством приводят к тому, что я немедленно человека включаю в черный список. Что он мне там пишет потом, второе, пятое, десятое письмо — это до меня элементарно не доходит. Хотя я думаю, что много ещё есть таких авторов, которые, абсолютно не зная о своем бане и игноре, продолжают героические строчить с пьяной храбростью и абсолютно уверены, что они не могут от этого отказываться. Но уже поздно, стоит заслон.

От хамства надо как-то стараться себя оберегать. Но в принципе литературная полемика — нормальная вещь. И мне даже нравится, что в литературе сегодня несколько оживилось это, что мы перестали дружить. Вот для Михаила Успенского, раскол в клане фантастов, всегда очень дружном, был трагедией. Для меня это тоже трагедия, потому что я любил очень посещать «Странника» или Премию АБС, для меня это была любимая среда. Но, в конце концов, это тоже распад общины, тоже диверсификация. И ничего в этом нет дурного. Это усложнение.

А вообще, честно говоря, для меня вообще не очень понятно, зачем люди много общаются. Я понимаю — физики, которые общаются на какие-то научные темы, собирают симпозиумы, обсуждают проблемы. А писателям… Ну, обсудить технические проблемы важно, композицию, какие-то метафорические ходы я могу с очень небольшим числом профессионалов. И с этими профессионалами я не поссорюсь никогда, потому что нас объединяет нечто более важное — ну, скажем так, высокая болезнь. А с большинством коллег мне совершенно не о чем говорить. Честно говоря, зачем? И литература — дело такое одинокое. Поклонились при встрече в лучшем случае — и ладно.

Кроме того, я благодарен последним вот этим временам. Как раз когда Генри Резник проводил в «Прямой речи» свой творческий вечер, я там попросил его побыть адвокатом путинского времени: «Представьте себе, что вот происходит процесс над нашим временем. Вы согласитесь быть адвокатом?» Он привел несколько очень убедительных аргументов, а потом спрашивает меня: «А вы бы согласились?» Я говорю: «Да, у меня есть один аргумент: всех стало видно. И это время хорошее в этом смысле». Очень многие люди, которые и так-то, в общем, оставались моими друзьями на честном слове и вызывали у меня эмоции далеко не дружеские, откололись. И, как сказано в одном моем стихотворении: «И не ты моя услада, и не я твой леденец, так что больше нам не надо притворяться наконец». Эта ситуация меня скорее устраивает.

Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Какие триллеры вы посоветуете к прочтению?

Вот если кто умеет писать страшное, так это Маша Галина. Она живет в Одессе сейчас, вместе с мужем своим, прекрасным поэтом Аркадием Штыпелем. И насколько я знаю, прозы она не пишет. Но Маша Галина – один из самых любимых писателей. И вот ее роман «Малая Глуша», который во многом перекликается с «ЖД», и меня радуют эти сходства. Это значит, что я, в общем, не так уж не прав. В «Малой Глуше» есть пугающе страшные куски. Когда там вдоль этого леса, вдоль этого болота жарким, земляничным летним днем идет человек и понимает, что расстояние он прошел, а никуда не пришел. Это хорошо, по-настоящему жутко. И «Хомячки в Эгладоре» – очень страшный роман. Я помню, читал его, и у меня было действительно физическое…

Нравится ли вам экранизация Тома Тыквера «Парфюмер. История одного убийцы» романа Патрика Зюскинда? Можно ли сравнить Гренуя с Фаустом из одноименного романа Иоганна Гёте?

Гренуя с Фаустом нельзя сравнить именно потому, что Фауст интеллектуал, а Гренуй интеллекта начисто лишен, он чистый маньяк. Мы как раз обсуждали со студентами проблему, отвечая на вопрос, чем отличается монстр от маньяка. Монстр не виноват, он понимает, отчего он такой, что с ним произошло, как чудовище Франкенштейна. Мозг – такая же его жертва. Маньяк понимает, что он делает. Более того, он способен дать отчет в своих действиях (как правило).

Ну а что касается Гренуя, то это интуитивный гений, стихийный, сам он запаха лишен, но чувствует чужие запахи. Может, это метафора художника, как говорят некоторые. Другие говорят, что это эмпатия, то есть отсутствие эмпатии. По-разному, это…

Какого американского писателя нельзя миновать при изучении сегодняшней литературы?

Тут довольно спорны мои мнения. Мне кажется, что Хеллера никак нельзя миновать, и позднего Хеллера в том числе, хотя наиболее известен ранний и средний, то есть «Уловка-22» и «Что-то случилось». Но мне кажется, что и «Picture this» и «Closing Time», продолжение «Уловки», и последний автобиографический роман — мне кажется, это безусловно читать надо. Мне кажется, из Дэвида Фостера Уоллеса необязательно читать все, но по крайней мере некоторые эссе и рассказы, этого не минуешь никак. «Corrections» Франзена, мне кажется, тоже нельзя миновать никоим образом. Кстати говоря, «Instructions» Адама Левина тоже хорошо было, очень занятная книга, хотя чрезмерно затянутая, на мой взгляд. Ну и «Тоннеля»…

Как вы относитесь к высказыванию, что городская среда и архитектура формируют человека и общество?

Не верю в это. Я помню замечательную фразу Валерия Попова о том, что когда ты идешь среди ленинградской классической архитектуры, ты понимаешь свое место, ты знаешь его. Справедливо. Но знаю я и то, что никакая архитектура, к сожалению, не способна создать для человека культурную, воспитывающую его среду. В Европе все с архитектурой очень неплохо обстояло: и в Кельне, и в Мюнхене, и никого это не остановило. И в Австро-Венгрии, в Вене, неплохо все обстояло. И все это уничтожено. И Дрезден, пока его не разбомбили, был вполне себе красивый город. Я не думаю, что городская среда формирует. Формирует контекст, в котором ты живешь.

Другое дело, что, действительно, прямые улицы Петербурга как-то…

Можно ли с ребенком говорить на агрессивные темы спокойным языком?

Ребенок живет в мире агрессии: ему приходится защищаться от сверстников, от агрессивного взрослого мира, от давления коллектива. Это не так легко, понимаете… Вообще мне кажется, что жизнь ребенка очень травматична. Ребенку тяжелее, чем нам. Об этом у Кушнера есть гениальные стихи.

Там была мысль — в стихотворении «Контрольные. Мрак за окном фиолетов…», — что взрослый не выдержал бы тех психологических нагрузок, которые выдерживает маленький школьник. «Как маленький школьник, так грозно покинут». И, конечно, ребенку приходится жить в мире куда более тревожном и агрессивном, сказочном. Как говорил Лимонов: «Мир подростка полон красавиц и чудовищ, и мой мир тоже».…

Что вы думаете о романе Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза», который получил премию…
Стивен Кинг в замечательном мемуаре On Writing утверждает, что у каждого писателя есть свой собственный жанр, за…
18 апр., 15:33
Как бы Трумэн Капоте отнесся бы к тому, что Энтони Хопкинс для роли Ганнибала Лектера в фильме…
Еще слышал, что якобы Набоков повлиял на образ Ганнибала, в плане его манеры речи и поведения, его проницательный…
14 апр., 17:17
Что вы думаете о «хипповском литминимуме»: Кене Кизи, Ричарде Бахе, Германе Гессе?
Да, "Степного волка" помнится очень любил Лимонов. Он говорил об этом в каком-то из интервью, он действительно любил…
13 апр., 10:14
Если бы Марина Цветаева жила в наши дни, из нее получился бы великий поэт?
Прелестный стих 1919 года "Бабушка" со строчками; "... Скажу: — Родимый, — грешница! Счастливая была!" 1919года -…
12 апр., 14:15
Что вы думаете об Игоре Северянине? Это скорее позерство или наоборот явление в русской…
Хотите узнать, как Игорь Северянин стал одним из самых ярких поэтов Серебряного века? Загляните в раздел 'Биография'…
20 марта, 14:22
Когда вы говорите, что ростки фашизма есть уже во всех немецких романтиках, относите ли вы к ним…
Почему фашизмом заразилась российская "правящая элита"? Это в стране, пережившей ужасную войну с немецким…
17 марта, 05:06
В чем смысл рассказа Остапа Бендера о Вечном Жиде?
при чем тут советская власть, если Вечного Жида петлюровцы убили?
05 марта, 20:03
Что вы думаете о фильме «Профессионал» Жоржа Лотнера? Почему актер Жан-Поль Бельмондо так…
Бебел это продолжение Габена в французском синематографе, отсюда и его гармония с кадром. Кстати, в прошлом году ушла…
26 февр., 01:32
Прочитал у Льва Толстого: «Женщины — это люди с половыми органами над сердцем». Неужели граф…
Тоже прочитала, загуглила и нашла эту Вашу заметку. Дмитрий Львович, м. б. это скорее о деторождении? Индустрии…
20 февр., 13:20
Как следует понимать зубец Т в ментаграмме у люденов из книг Братьев Стругацких? Можно ли…
В срезе метакогнитивной осведомлённости эта модель отражает следующие моменты: • Осознание ментальных состояний:…
16 февр., 05:04